Последние новости

Профессиональный стандарт педагога Министерство образования и науки РФ представило профессиональный стандарт педагога. Работа над ним шла почти...

Далее

Завершены курсы повышения квалификации Сотрудники ресурсно-информационного отдела провели курсы повышения квалификации по программе "ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ....

Далее

Системы интерактивных опросов Краткий обзор он-лайн систем интерактивных опросов. Работа с аудиторией, тем более большой, задача не простая....

Далее

Центр веб-конференций Обновлена платформа центра веб-конференций РГПУ им. А. И. Герцена. Также подготовлена обновлённая инструкция...

Далее

Передача Тем временем Рекомендуем к просмотру всем педагогам, студентам и просто родителям передачу "Тем временем" с Александром Архангельским:...

Далее

Ресурсно-информационный отдел РГПУ им. А.И.Герцена

Профессиональный стандарт педагога

Опубликовано 22-12-2013

Министерство образования и науки РФ представило профессиональный стандарт педагога. Работа над ним шла почти два года, вступить в силу предлагаемый стандарт может с 1 января 2015 года.

Нам интересно рассмотреть ту его часть, в которой говорится о необходимом уровне ИКТ-компетенции современного педагога. Стандартом предлагается три компонента ИКТ-компетенции учителя: общепользовательский, общепедагогический компонент и предметно-педагогический:

«Общепользовательский компонент

  • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
  • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
  • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
  • Клавиатурный ввод.
  • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
  • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
  • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Общепедагогический компонент

  • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
  • Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
  • Организации образовательного процесса:
    • — выдача заданий учащимся,
    • — проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и
    • — фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
    • — составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
    • — дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
  • Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
    • ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
    • следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
    • используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
  • Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
  • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
  • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
  • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
  • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
  • Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
  • Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
  • Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Предметно-педагогический компонент

После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
  • Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
  • Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
  • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
    • — литературные тексты и экранизации,
    • — исторические документы, включая исторические карты (все предметы).
  • Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
  • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
  • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
  • Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
  • Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.»

С полным текстом стандарта вы можете ознакомиться здесь.