Министерство образования и науки РФ представило профессиональный стандарт педагога. Работа над ним шла почти два года, вступить в силу предлагаемый стандарт может с 1 января 2015 года.
Нам интересно рассмотреть ту его часть, в которой говорится о необходимом уровне ИКТ-компетенции современного педагога. Стандартом предлагается три компонента ИКТ-компетенции учителя: общепользовательский, общепедагогический компонент и предметно-педагогический:
«Общепользовательский компонент
- Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
- Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
- Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
- Клавиатурный ввод.
- Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
- Навыки поиска в Интернете и базах данных.
- Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
- Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
- Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
- Организации образовательного процесса:
- — выдача заданий учащимся,
- — проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и
- — фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
- — составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
- — дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
- Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
- Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
- Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
- Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
- Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
- Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
- Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
- Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
- Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
- Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
- Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
- Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
- Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
- Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
- Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
- — литературные тексты и экранизации,
- — исторические документы, включая исторические карты (все предметы).
- Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
- Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
- Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
- Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
- Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.»
С полным текстом стандарта вы можете ознакомиться здесь.